Москва. Пушкинский музей. I часть.

Одно из главных московских впечатлений я привез из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Как сказал бы один мой знакомый, «это настоящее пиршество».

Музей был своего рода котом в мешке. Я, конечно, что-то слышал о его существовании раньше, или думал, что слышал – но каких-то конкретных планов и тем более ожиданий у меня не было.

Тем удивительнее было оказаться там и ощутить восторг, самый настоящий восторг – я давно не испытывал такой искренней радости и удовольствия!

Наснимал столько, что пришлось разделить пост на две части. Низкий поклон сотрудникам и руководству музея – на моей памяти едва ли не единственного, где можно снимать сколько хочешь и никто не удавится за три копейки, впаривая «билет на фотосъемку». Искусство должно принадлежать народу!!!

(и позор, позор Севастопольскому художественному музею им. М.П.Крошицкого – вдумайтесь, у них взимают деньги за каждый (!) кадр, снятый на «профессиональную технику». Сотрудникам следует сходить в Пушкинский музей и там, прямо у кассы, провалиться сквозь землю от стыда)

Но довольно о грустном, сегодня у нас – искусство и только искусство. Добро пожаловать в винегрет из Рембрандта, Хаммурапи и искусства Древнего Египта (до завоевания долины Нила Александром Македонским и после – это важно).

1. В Москву стоит приехать только ради Пушкинского музея. Туда следует ходить каждые выходные, внимательно изучая не более одного зала в день, в промежутках читая литературу по теме и усваивая целые пласты культуры, сливки которых бережно сняты, музеефицированы, накрыты стеклом, снабжены поясняющей табличкой и прекрасно освещены – одним словом, приготовлены к употреблению в пищу духовную.

Первое, что заставляет открыть рот от изумления и замереть на месте – это мраморная лестница на второй этаж музея. Я простоял так, наверное, целую минуту.

2. Я не зря противопоставил духовное пиршество винегрету. Потратив на музей часа 4, отменив все планы на день и проигнорировав все на свете, я жадно проглотил все, что успел и получил сумбур и смятение в голове от роящихся названий, имен, эпох и событий. Да, нам все время кажется – вот сюда надо будет вернуться, здесь я обязательно побываю еще раз, и вот тогда-то все точно будет так, как следует. В этом заблуждении мы и бредем по жизни, собирая осколки и объедки, мечтая когда-нибудь собрать их в одно целое и настоящее. Но нет, ничего такого не будет. Все происходит здесь и сейчас, в одну реку не войти дважды, и Пушкинский музей так и останется для меня вспышкой яркого света в темном царстве, короткой и дезориентирующей – но такой близкой к моему пониманию счастья.

3. Греческий дворик музея поражает своим пространственным объемом. Это величественное зрелище.

4. Тут все по-богатому. Если копия статуи – то обязательно римская. Впрочем, много и слепков с оригинала (часто написано – подлинник находится в Лувре, в Лондоне etc.)

5. Две обнявшиеся статуи без головы.

«А здесь, Петька, опечатка – не «патриции», а «партийцы».

6. Еще больше, чем сам музей, меня привело в восторг наличие в нем детей: по залам водили множество групп школьников. Это очень круто! Как я им завидовал! В интересной и доступной форме детям рассказывают о невероятно сложных вещах, они слушают, тянут руки, отвечают на вопросы… Это прекрасно!

Люди, водите детей в музеи – лучше всего, конечно, в Пушкинский, но если его нет под рукой – не беда, для начала сойдет и краеведческий. Детям это нужно!

7. Это уже другой зал. Сказывается винегрет, хоть убей – не помню, какой период.

8. Девочка под впечатлением:)

9. Роскошные конные статуи.

10.

11. «Какой ты меня запомнил? Девушкой, любящей черничный пирог, или девушкой с разбитым сердцем?..»

12. Германия и Нидерланды, если не ошибаюсь.

13. И снова дети! Сердце радуется, какие умницы:)

14. Портрет хмурого мужика в берете.

15. Чуть выше я уже упоминал об освещении. Так вот, оно сделано просто гениально. Множество маленьких прожекторов (вон они, на штанге висят) настроены таким образом, чтобы оптимально освещать каждую картину. Здесь видно, как пятна света (иногда от нескольких источников) равномерно покрывают полотно, аккуратно выделяя его на фоне стены. В помещении приглушенный свет, чтобы у зрителя не уставали глаза. Причем лучи света на картины падают под каким-то особенно правильным углом, в результате чего даже самое блестящее масло не бликует (!).

16. Это в коридоре просто так стоит слепок с какой-то очередной гениальной вещи.

17. Кто-то берет аудиогид. Лично я бы приходил с толстой книжкой по теме.

18. Питер де Хох, «Утро молодого человека».

Аннотация гласит, что В.С.Трубецкой в 1818 году подарил Александру I эту картину как изображение Петра Великого во время его пребывания в Голландии. Еще в XIX веке эта легенда была опровергнута и по стилистическим признакам установлено авторство Питера де Хоха. Исследователи датируют картину ранним периодом творчества мастера, серединой 1650-х годов.

Во как.

19. Гжель? Нет.

Голландская имитация китайского фарфора, ок. 1670 – 1680.

20. Адриан Ханнеман, «Женский портрет», 1653. Пишут, что это «типичная работа известного автора светских портретов».

21. Еще лицо эпохи.

Ян ван Нек, «Мужской портрет», ок. 1635 – 1714.

Блик ловил специально, чтобы показать сетку потрескавшегося масла.

22. Идем дальше. Дверь в кабинет директора музея.

23. Фрагмент скульптурной композиции распятия.

Представляю, каково в таком антураже сотрудникам, вызванным «на ковер» к директору.

24. Снова вход в зал, изображенный на 7-10 кадрах – с другой стороны.

У фигурки монаха на щите – ракушки-гребешки.

25. Зал 6: эллинистический и римский Египет, коптское искусство.

Здесь зачем-то повесили портрет Артемия Лебедева на фоне наждачной бумаги.

26. Мультяшные персонажи, пиксельная графика 4 – 6 веков. Лен, шерсть.

27. Мумиеобразный саркофаг египтянки Ташет. 3 – 1 вв. до н. э.

Мумиеобразный – значит, в форме фигуры сделанный. Мужики лежат просто в квадратных ящиках, а дамам подавай саркофаг по фигуре.

«Дорогой, этот саркофаг не слишком меня полнит?»

28. Фрагмент росписи саркофага.

29. В научном сообществе не утихают споры – сколько же пальцев на ногах у мумии?

30. Чудесные наклейки старинных годов на торце саркофага – дело рук уже музейных работников.

31. А вот полный вид стенда, взрыв-схема, можно сказать.

32. Знакомьтесь, это Карама.

И раз уж пошла такая пьянка, то… Я так и не понял, почему музей изобразительных искусств носит имя классика русской литературы А.С. Пушкина.

А вот точку после «э» я бы поставил. Чисто интуитивно, нет?

33. Еще фрагмент росписи саркофага. Анубисы куда-то тащат длинную кобру.

34. Навстречу бредут какие-то животные с волосатыми ногами. Сдаются?

35. Пару масок, лица эпохи на сон грядущий.

36. У меня сейчас примерно такая же борода. Все во имя искусства.

Продолжение следует.

В следующей части вы увидите: золотые гривны и нефритовые топоры; французскую печь-буржуйку и мумию кошки; свод законов Хаммурапи мелким почерком и звезды под ногами.

Не пропустите.


Всего комментариев: 2
для “Москва. Пушкинский музей. I часть.”

  1. passing пишет:

    Везет же некоторым! Вспомнила фильм “Старики-разбойники” :) Но снимали его не там, а в разных местах, даже во Львове :) Не будь букой! Точка после “э”- это мелочь ;) Жду вторую часть!

    • belveder пишет:

      Везет – не то слово! Фильм не смотрел) Да-да, стыдно, знаю.
      Вторая часть готова, ждет только описания. Постараюсь сегодня выложить. Если пополню интернет…

Оставить комментарий

Еще интересное: